Подростковый возраст.
Наступает
момент, когда вам становится абсолютно ясно, что прежнего
маленького мальчика или маленькой девочки с вами нет и не будет. Однажды
вы увидите перед собой совершенно чужого, незнакомого, непонятного
вам, хорошо еще, если не враждебного вам человека. И многие
родители пугаются этого новшества, считают, что потеря прежней
доверительности и теплоты - это какая-то окончательная и катастрофическая
потеря.
Физиологические основы
кризиса подросткового возраста:
Подростковый возраст – это тот момент
в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» - гипофиз
и щитовидная железа - начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они
поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что
заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в
борьбу за звание «передовика производства».
Начало полового созревания. Появляются
волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у
девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается
появлением полового влечения.
Бурное протекание и смена эмоций. Смех
подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко
обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже
незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ
агрессии.
Появление интереса к своему внутреннему миру.
До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет
внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он
проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового
кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным
переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений,
осознавать свою уникальность.
Бурное развитие критического мышления.
Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика
владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и
оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая
взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании
с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями
и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла
жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы
и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
Потребность в близких отношениях и признании окружающих.
Друзья для
подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры
первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара
личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие
отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает
колоссальное значение.
Давайте
обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и
психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового
возраста:
·
Повышенный интерес к собственной внешности.
·
Стремление к независимости и свободе.
·
Группирование со сверстниками.
·
Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям
полов.
·
Потребность в уединении.
·
Потребность в личном пространстве и ревностное к
нему отношение.
·
Резкость и безапелляционность суждений.
·
Ранимость в сочетании с показной холодностью.
Кризис подросткового возраста – самый
сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он
впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным
осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может
понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача –
осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста
стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.
Расскажите подростку о том,
что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через
какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на
пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о
произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от
обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и
понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это
влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и
готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно
большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них
ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь
прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь
себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если
потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с
окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в
себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»
Подростку очень
полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого
не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис
проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в
вашей любви, понимании и поддержке.
10 советов родителям подростков
1. В
подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки,
особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап,
учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого
сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть
для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь
лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в
ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы
должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует,
как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им.
Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери,
нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми,
рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или
учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны
чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на
ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в
том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть
свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка
позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я
могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают
положительные результаты.
3. Удивляйте –
запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится
интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не
насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. Ум –
именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения –
папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует,
готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей
мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо
большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
4. Вы хотите,
чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его
основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.
Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение
различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда
организм не справляется сам. Главное – научить организм справляться с
нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы,
но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и
дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто
лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт.
Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным
возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни.
5. Сколько
времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических
опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в
неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу,
чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства
родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить
бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть
бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их
нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные
от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться
с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют
двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия,
но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите
здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на
отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски,
зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся
в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день,
проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке
праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе.
Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
7. Желание
взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли,
что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей
необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям
ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться
эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые
и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне
развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики,
искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности,
носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не
оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже
если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу
и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного
развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его
желания, тем самым подготавливая к преодолению
подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями
помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать
взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от
нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими
намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти
свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими
убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать
уже не приходится.
9. Если вы уже
успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но
если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку
хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания,
то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
10. Если вы
поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо
важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и
ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко,
а восстанавливать его долго и трудно. |